Почему Церковь освящает пасхи, куличи и яйца

Размещено Май 29, 2014 в Воскресение № 4 (12)

Пасха христианская есть Сам Христос Своим Телом и Кровию. «Пасха Христос избавитель», как поёт Церковь и говорит апостол Павел (1 Кор. 5,7)

Поэтому особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать святые Тайны в продолжении Великого поста и в светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и куличами, а также происходит освящение яиц, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истиной Пасхи Христовой и соединяло верных во Иисусе Христе.

Освящение пасох, куличей и яиц в храме села Большое Окулова

Освящение пасох, куличей и яиц в храме села Большое Окулова

Употребление освящённых пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить ядению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх.12,3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьёй начинают и телесное подкрепление – прекращая говение, все едят благословленные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой Седмицы.

Радостное Пасхальное приветствие напоминает нам также то состояние апостолов (Лук.24,14,34), в котором они, когда внезапно пронеслась весть о Воскресении Христовом, с изумлением и радостным восторгом спрашивали один у другого: «Христос воскресе!» и отвечали один другому: «Воистину воскресе!»

Взаимное лобзание есть выражение любви и примирения друг с другом, в память всеобщего прощения и примирения нашего с Богом смертию и воскресением Иисуса Христа. В этих кратких словах заключается вся сущность нашей святой веры, вся твёрдость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства.

Вот почему это возглашение, столь знакомое и ежегодно бесчестное число раз повторяемое, всегда, однако, когда слышится нами, поражает наш слух силою новизны и значения как бы какого вышнего откровения. Как от искры, от этого возглашения верующее сердце воспламеняется огнём небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа.

Издревле при приветствии и целовании верующие дарят друг другу красные яйца. Яйцо вообще есть символ жизни. В данном случае яйцо служит для нас символом Воскресения Христа.

Обычай взаимного обмена, по сохраняющемуся в Православной Церкви преданию, обязан своим началом святой Марии Магдалине, которая, представши императору Тиверию, поднесла ему красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!»

Первенствующие христиане, узнав о простосердечном приношении равноапостольной жены (Мария Магдалина посвятила себя делу апостольскому), начали подражать ему и при воспоминании Воскресения Христова стали и сами дарить друг другу красные яйца.

О том, что этот обычай существует в Христианской Церкви с самых первых её времён, подтверждается древним рукописным греческим уставом, писанным на пергаменте. В конце этого устава, после молитв на день святой Пасхи говорится следующее: «читается также молитва на благословение яиц и сыра, и игумен, целуя братию, раздаёт им яйца и говорит: «Христос воскресе!»

Так и мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времён апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного дароприношения».

Подготовил Леонид Фёдоров

Перейти к верхней панели