Славное восхождение

Размещено Май 29, 2014 в Воскресение № 4 (12)

Вознесение Господа нашего Иисуса Христа – великий двунадесятый праздник, относящийся к разряду переходящих (в этом году – 29 мая).

Святитель Дмитрий Ростовский пишет: «Как радостна причина Вознесения Господня! Он вознесся на небо для того, чтобы широко раскрыть для нас двери небесные, отставить их прочь для нашего беспрепятственного восхождения на небо».

Гора Елеон отстоит от Иерусалима на «две тысячи четыредесять ножных стоп», что представляет собой путь субботы, узаконенный Мессием. Именно на таком расстоянии находилась Скиния от Иудейского полка: желающие поклониться могли дойти до Скинии и не далее, отчего он и называется «субботний путь».

Приближается час прощанья. Божественный Учитель вывел Своих учеников из города и повёл к Вифании на Елеонскую гору. Сюда в дни Своего земного подвига Спаситель любил восходить для уединённой молитвы. А теперь Он идёт сюда с апостолами, чтобы на этом месте расстаться с ними.

voznesenie_gospodne

Вознесение Господне

Господь оставляет им последнее завещание: никогда не отлучаться из Иерусалима, но ждать обещанного Духа Святого, Который скоро сойдёт на них и пребудет в Церкви до скончания века, будет укреплять, утешать и спасать всех, кто, внимая гласу апостолов и их преемников – священнослужителей, пойдёт за Христом Спасителем.

Речь Господа закончилась. Он поднял Свои руки, благословил учеников и, продолжая благословлять, поднялся в небесную высоту (Лк 24:49-51). Ученики с грустью смотрели на Возносящегося. Облако уже «взяло Его из вида их» (Деян 1:9), а они продолжали грустить и смотреть. Но вот являются им два Ангела и возвещают радостную весть: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидёт таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян 1:11).

Это явление и эта весть весьма утешили святых апостолов, ибо они воочию убедились, что продолжают оставаться под тем же, особенным, покровом и попечением Божиим, каким пользовались при жизни Учителя.

Вознесшийся на небо не был один, когда благословил их и отдалялся от них, а что здесь же было множество иных невидимых зрителей Таинства домостроительства нашего спасения, и что эти зрители будут участниками и помощниками в их предстоящем подвиге. Поэтому-то они, пережив минуты грусти, как повествует евангелист, «возвратились в Иерусалим с великой радостью» (Лк 24:52).

Этот праздник может показаться, с одной стороны, грустным: ведь это –разлука. В богослужении поётся: «Господи , апостолы, когда видели Тебя на облаках возносимого, раданием слёз, жизнодавче Христе, скорби исполняемы, рыдающе говорили: Владыка, не остави нас сирых…»

Но Священное Писание однозначно говорит, что апостолы возвратились «с радостью великою». Ведь нужно понимать для чего совершалось это славное Вознесение.

Что значит, что Господь с телом вознесся на небеса? Это значит, что Сын Божий, истинно, не призрачно, принявший навсегда человеческую природу, возвёл её в единство с Отцом и Духом, ввёл её в Тайну Пресвятой Троицы. Вот почему удивлялись ангелы, вот почему немы были от изумления Серафимы и Херувимы, видя Человека, восходящего превыше их, и узнавая в Нём своего Владыку.

Наш ум неспособен вполне вместить то, что сделал для нас Христос, участниками какой великой славы Он нас сподобил стать!

Поистине Вознесение – величайшее торжество, это то, ради чего было и Воплощение, и Страдание, и славное Воскресение.

Святитель Димитрий Ростовский приводит красноречивый образ ключей и врат: «Теперь для нас ясно, почему Господь наш не носит ключей Царства и жизни, ибо при Вознесении Господнем небесные врата совсем сняты, и уже никогда не будут затворены…»
Разумеется этот образ не следует понимать натуралистично: врата упоминаемые здесь – не сотворены на петлях, а преграда между Богом и человеком, появившаяся в связях с грехопадением и уничтоженная Господом Иисусом Христом.

Дмитрий Романов

Перейти к верхней панели