Слово на тридневное Воскресение Христово

Размещено Май 29, 2014 в Воскресение № 4 (12)

Радуйтесь всегда о Господе, возлюбленные братья; и ещё говорю: радуйтесь. Господь близко. Не заботьтесь ни о чём (Флп.4;4-6). Бог восстал из мертвых со множеством святых. Будем же праздновать сладостно и трезвенно. Это, поистине, тот день, который сотворил Господь: возрадуемся в оных (Пс.117,24).

Возвестим о Воскрешении Спасителя, лучше же сказать: возопиём о нашем спасении; возвестим память о том великом дне; возвестим об умерщвлении дьявола, о пленении нечистых демонов.

Через Воскресение Христово угашается геенна огненная, умирает неусыпающий червь; ад приходит в смятение, грех умерщвляется, злые духи преследуются, те, которые произошли из земли, восходят на небеса, находящиеся в аду  освобождаются от уз дьявола и, прибегая к Богу, говорят лукавому духу: «Смерть! Где твоё жало? Ад! Где твоя победа (1 Кор.15,55)?»

Сошествие Господа Нашего иисуса Христа в ад

Сошествие Господа Нашего Иисуса Христа в ад

Виновник же у нас этого святого праздника и торжественного собрания – Христос, Податель всех благ. Он и сотворил нас и привёл из небытия в бытие; Он и теперь спас погибающих; Он оживотворил омертвевших грехами; Он избавил от дьявольской тирании; нас, бывших рабами греху, Он сделал свободными…

Будучи Единородным Сыном Божиим, Он благоволил ради нас сделаться Человеком, и был «послушным даже до смерти» (Флп.2,8), чтобы избавить нас от вечной смерти; носил «образ раба» (Флп.2,7). Господь Ангелов; воспринял плоть Бог Слово; и  явился Человеком Тот, Кто имел с Отцом вид и одно существо; чтобы исторгнуть нас из неправедного рабства и выкупить из бесчестия, претерпел страдание плотью Податель нашей жизни; поэтому и был погребён Источник бессмертия, чтобы даровать смертным вечную жизнь.

И он пребывал на земле, совершая благодеяния и исцеления болезни людей, но от богопротивных иудеев воспринял даяния недостойные. Господь наш Иисус Христос, по великой Своей благости, очищал прокажённых, слепым даровал зрение, исцелял хромых, прогонял демонов, воздвиг из мертвых четверодневного Лазаря, пятью хлебами насытил пять тысяч человек, ходил по морю, превратил воду в вино, исцелил кровоточивую, возвратил к жизни умершую дочь начальника синагоги и совершил много других чудес, достойных изумления; иудеи же, возбуждённые завистью и недоброжелательством, то хотели побить Господа камнями, то пытались  низвергнуть Его вниз со скалы, и, наконец, возвели Его на Крест.

Христос не подражал злобе богохульствовавших иудеев; но и предал хребет Свой биющим, по слову пророка, и ланиты Свои на заушения, и «лица Своего не закрывал от поруганий и оплевания; и как овца, веден был Он на заклинание, и, как агнец, пред стригущим его безгласен, Он не проявлял сопротивления, не противоречил» (Ис. 50;6.53;7). «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1 Пет.2,23)…

Итак, наконец, был веден на Крест и смерть Царь славы, и пригвождается к древу славословимый Херувимами и Серафимами и поклоняемый всеми Силами и Ангелами; но Он кротко перенёс и терпел это, доставляя нам пример и сделавшись Учителем кротости. И мы поэтому должны доблестно переносить угрозы дурных людей. Ведь и будучи повешен на Кресте, Он проявил очень великие дела и очень многие чудеса, чтобы хотя бы таким образом положить конец неистовству безбожников, так чтобы они и не могли говорить, что распяли только простого человека.

Прежде всего, Христос снизошёл до того, что был распят и поднят на воздух, дабы прогнать находящихся там демонов. Он был повешен на древе, желая исцелить древний и через древо приросший к людям грех. А так же был пронзён в ребро копьём из-за жены, взятой от Адамова ребра. Так как змий прельстил Еву, а Ева соблазнила Адама, и он сделался преступником, — приговор же был произнесён против обоих, и «смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими» (Рим.5,14), — поэтому ранится бок, чтобы мы поняли, что страдание Христа принесло спасение не только мужам, но и жёнам.

О великое таинство! Разбойник раскаялся; была потребность в воде, чтобы он принял Крещение. Он висел на Кресте, не было другого места для совершения Таинства – ни источника, ни озера, ни дождя, ни совершителя Таинства, так как все ученики, вследствие страха перед иудеями, убежали.

Но Иисус не имел недостатка в источниках, и, вися на Кресте, был творцом вод. Так как разбойнику нельзя было войти в Царство Небесное без Крещения, то Спаситель источил из пронзённого ребра Своего воду и кровь, желая  разбойника освободить от угрожающих зол, и показать, что Его кровь сделалась выкупом для тех, кто возлагает на Него свои надежды…

Когда Спасатель ещё висел на Кресте, солнце чувственное, узрев Солнце правды – Христа, оскорбляемого беззаконными, не перенося дерзости, убегает, погрузив землю во мрак и сочтя неуместным помогать и освещать глаза совершавших великое нечестие.

Но не только убежало солнце, а и земля в смятении затряслась, не перенося беззакония того, что совершалось, показывая со своей стороны и уча, что Бог был распинаем; почему она и не стерпела, но выразила негодование, не желая носить на себе безбожных иудеев…

После христоубийства все святыни иудеев были опустошены, и пребывавшие в городе и храме Ангелы перешли оттуда и вошли в Церковь. Многие же тела усопших святых воскресли вместе со Христом, дабы мы поняли, что Он, умерши, не восстает один только, но воскрешает из мертвых всех верующих в Него.

Это, коротко сказать, святой праздник Пасхи, и эти таинства христиан мы прославляем по причине воскресения мертвых и вечной жизни. «Поэтому станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (1Кор.5;8), веруя в Отца и Сына, и Святого Духа, в Троицу единосущную, несозданную.

Будем веровать в Воскресение Христово, ожидая, что Господь опять придёт, но уже не уничтоженным, но с небесным великолепием, со светлыми Ангелами, с трубным звуком, и страхом, и с радостью; радостью, конечно, святых и праведных, страхом же – неправедных и грешников.

Бог же мира да удостоит всех нас воскресения со святыми, по благодати и человеколюбию Единородного Его Сына, с Которым слава, честь и поклонение Всесвятому, и Благому, и Животворящему Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святитель Иоанн Златоуст

Перейти к верхней панели