Чудесно ее обретение, чудесна и роль ее в истории нашего Отечества: она полна свидетельств, как не оставляет Своим ходатайством и заступлением Божия Матерь Свой удел, землю Русскую, которую мы и называем Домом Пресвятой Богородицы.
«Тебе все роды человеческие хвальные дары приносят, Владычице», — воспевает Церковь 21 июля в день празднования Казанской иконе, — «и молятся как Царице и Матери Божией. Пророки Тебя премудро проповедали, левиты благословили, апостолы и мученики исповедали. Священники поклоняются, архиереи проповедают, монахи и простые благоговеют, богатые и убогие, сироты и вдовы, и всякий возраст и всякое преспеяние, старческое и младенческое, под кров Твой державный с верою прибегаем: покрый и соблюди, Госпоже, молитвами Твоими и спаси от бед души наша».
В XVI столетии растущее и крепнущее Московское царство имело на восточных рубежах источник постоянной угрозы — Казанское ханство. Обломок Золотой орды, оно постоянными набегами парализовывало жизнь всего юго-востока Руси. В 1552 году Иоанн Грозный с помощью Божией и Пречистой Богородицы завоевал Казань.
И вот, словно знамение того, что Сама Пречистая Богородица берет под Свой всемощный омофор этот новый форпост Русской земли для дальнейшего продвижения на восток с целью просвещения невежественных народов светом Христовой Истины, в 1579 году явился во граде Казани чудотворный образ Владычицы. Пресвятая Дева явила Свою благодатную помощь верным людям Своим, даровала это чудо, чтобы более утвердить обращенных из тамошних жителей, а неверовавших более расположить к христианству.
«Да рыдает вечно сонм злочестивых, не исповедающих Тя в рождестве Чистую Богородительницу», — победно воспевает Церковь, — «и не поклоняющихся Пречистой Твоей иконе: верные же люди, радующеся, исповедаем Тя Истинную Деву Богородицу!..»
Обретение святого образа произошло так. Пречистая Дева Сама явилась во сне одной благочестивой девице по имени Матрона, дочери стрельца, и повелела возвестить архиепископу и градоначальнику, чтобы они взяли икону Ее из земли, и при этом указала то место, где была сокрыта икона. Девица рассказала о своем сне матери, но та объяснила его обыкновенной детской грезой.
Сон повторился еще дважды. В третий раз Матрона увидела саму икону, на которой от лица Божией Матери исходили столь грозные лучи, что она боялась быть сожженною ими, и от иконы исходил голос: «Если ты не исполнишь Моего повеления, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». После этого мать и дочь отправились к архиепископу Иеремии и градоначальнику, но те не поверили им.
Тогда 8 июля (по старому стилю, а по новому — 21-го), в глубоком огорчении, обе они в присутствии народа пошли на указанное место. Мать и народ начали копать землю, но иконы не находили. А лишь стала копать сама Матрона — икона была найдена. Завернутая в кусок сукна, она сияла чудным светом и была совершенно новая, как будто только что написанная.
Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших свою святыню от татар-мусульман. Слух о явлении иконы разнесся по всему городу, стеклось множество народа, и архиепископ в присутствии градоначальников с крестным ходом перенес икону в ближайшую церковь святителя Николая, а оттуда — в Благовещенский собор. При следовании иконы в храм многие больные, особенно слепцы, получили исцеление. Можно думать, что это преимущественное исцеление слепоты служило знамением того, что святая икона явилась для просвещения духовным светом окрестных народов, омраченных слепотою магометанского лжеучения.
Священником, принявшим икону из рук Матроны, тогда был будущий митрополит Казанский и, позже, Патриарх и священномученик Ермоген. Отец Ермолай (так звали будущего святителя в миру, до принятия монашества) принял новую икону с благоговением и собственноручно написал «Сказание о явлении чудотворного образа Пречистой Богородицы во граде Казани».
Список иконы был отправлен в Москву, и царь Иоанн Васильевич повелел построить церковь и женский монастырь на месте явления иконы. Первой инокиней и затем настоятельницей в монастыре стала та самая девица Матрона. В 1768 году императрица Екатерина II при посещении монастыря украсила венец чудотворной иконы Богородицы бриллиантовой короной.
Многие списки Казанской иконы прославились в свое время различными чудесами. Таковы Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и другие.
Список Казанской иконы был в ополчении Минина и Пожарского, спасшем Москву и всю Россию от польско-литовско-шведских интервентов. Примечательно то, что и ополчение было благословлено Патриархом-мучеником Ермогеном.
После славной победы князь Димитрий Михайлович Пожарский построил Казанский собор на Красной площади в Москве.
Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед Казанской иконой Божией Матери (из села Каплуновки). В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие.
В праздник Казанской иконе 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством генералов Милорадовича и Платова разбили арьергард французского маршала Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы: враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
Чудотворный список Казанской иконы является наряду с мощами великого князя Александра Невского одной из главных святынь Санкт-Петербурга. Он находится во Владимирском соборе.
Во время блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну Казанскую икону Божией Матери из Владимирского собора обнесли с крестным ходом вокруг города. Подтвердились слова, сказанные святителем Митрофаном Воронежским Петру I: «Пока Казанская икона в городе и есть молящиеся в нем, враг не сможет войти в город».
Казанская икона Божией Матери традиционно является защитницей и покровительницей русской армии. Во всякую тяжелую годину она была с православным русским воинством. Ей молились фельдмаршалы Румянцев и Кутузов, адмиралы Ушаков и Нахимов, генералиссимус Суворов. Казанскую икону возил под крышей своего автомобиля маршал Жуков во время Великой Отечественной войны, как об этом рассказывает в своих воспоминаниях его дочь Мария Георгиевна.
Пожалуй, нет на Руси храма, в котором бы не было Казанского образа Пресвятой Богородицы. Все мы неизменно спешим поклониться этой святой иконе, приходя на службу в храм.
«Приидите, возрадуемся Державной Заступнице рода нашего Царице Богородице», — приглашает нас к светлому торжеству Святая Церковь, — «приидите к тихому Ее чудному, почитаемому Ангелами, честному поклонимся образу. Ибо дарует Богородица верным обильные дары целебные от неистощимого источника, святой иконы, источая неоскудную благодать. Тьмы избавляет нас, искушений и бед и всякого греха, благочестно и богоприятно прославляющих и чтущих светлую и чудную святую икону Богоматери».
Подготовил Дмитрий Романов