Ежегодно и ежедневно Церковь вспоминает удивительное событие. Ежегодно 15 февраля она встречает двунадесятый праздник Сретения Господня, ежедневно – за вечерним богослужением устами чтецов или певцов возглашает песнь праведного Симеона Богоприимца.
Единожды торжественно встретил Симеон в храме Господа, многократно – тайно в душах своих во время молитвы и при искреннем причащении Святых Храмовых Тел и Крови встречают Его христиане.
Предыстория праздника такова. В III веке до Рождества Христова Птоломей, царь египетский, основатель знаменитой Александрийской библиотеки, пожелал собрать в ней писания всех покорённых им народов в переводе на греческий язык, бывший тогда во всеобщем употреблении. Иудея в то время была под властью Египта. Чтобы исполнить волю царя, Синедрион избрал семьдесят искусных переводчиков, или, как их обычно называют, толковников.
Среди них был и праведный Симеон. Занимаясь переводом книг пророка Исаии, Симеон достиг пророчества: «Се Дева во чреве зачнёт и родит Сына» (Ис7:14), и усомнился. Думая, что в тексте вкралась ошибка, он хотел вместо «дева» написать «жена», но явившийся Ангел Господень удержал его руку, говоря: «Веруй тому, что написано; ты сам узришь событие величайшего таинства; ибо не увидишь смерти, пока не увидишь имеющего родиться от Пречистой Девы Христа Господня»
С этого времени Симеон жил ожиданием пришествия Христова, жил праведно и непорочно и, не выходя из храма, молился Богу.
Празднуемая нами Встреча (по-славянски – сретение) произошла благодаря тому, что по ветхозаветному закону родители Младенца Иисуса должны были совершить два обряда: освятить первенца и принести очистительную жертву после рождения Ребёнка…
Евангелист Лука так описывает таинственную Встречу: «И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над ним законный обряд, Симеон взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твоё, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нём. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдёт душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк 2: 25-38).
Вознося своё прошение к Богомладенцу, Симеон оставил нам на все времена свою вдохновенную песнь «Ныне отпускаеши…». Песнотворцы, многократно на протяжении службы цитирующие её, приглашают и нас, молящихся, прийти и «Божественными песньми» встретить Христа и принять Его, «Егоже спасение Симеон виде».
Будучи в пророческом духе, праведный Симеон изрёк удивительные слова: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет преклонений». Можно сказать, он подвёл черту, обозначил некий рубеж в человеческой истории.
Впредь, во все времена, никто из услышавших о Христе не сможет оставаться безотносительным к Нему. Либо человек принимает Евангелие Царствия, становится Христовым, либо он становится врагом Христа.
Остаться нейтральным никто не сможет. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирается со Мною, тот расточает» (Лк 11:23).
Обращаясь к Пречистой Деве, он сказал: «И Тебе Самой оружие пройдёт душу…» Впоследствии, стоя при Кресте Распятого, Пречистая Богородица испытала всю горечь слов Симеона, сказанных Ей. Лицезрение страданий Божественного Сына и было тем оружием, которое прошло (пронзило) материнское сердце.
Таково значение этого праздника, Сретения заветов: Ветхого и Нового. Последние праведники Ветхого Завета почтили Основателя Нового.
Встречая Христа с пастухами вифлеемскими и с волхвами, с Симеоном и Анной в храме, с Предтечей на Иордане, с детьми еврейскими при входе Его в Иерусалим, встречая Его ежедневно во время литургии, ожидаем последнего Сретения Господа, по слову апостола Павла, когда «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ним восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес 4:16-17).
Дмитрий Романов
Воцерквляется раб Божий
То, что совершилось ныне над Господом и Спасителем нашим в храме Иерусалимском – подобное тому совершенно было, братья мои, некогда и над каждым из нас. И мы, подобно Ему, были принесены во храм, поставлены пред Господом, воцерквлены и посвящены Ему на вечные служения…
Как выразительно название этого священнодействия! Воцерквляется раб Божий!
То есть вводится в Церковь, вставляется как часть в своё великое святое целое, вместе с тем сам делается церковью, живым храмом Бога живого. Мать принесла его как плод природы, принимает назад как дар благодати.
Помни, где бы ни был, кому и для чего представлен! Помни, какое знамение открыло тебе врата дома Божия. Помни престол, вокруг которого тебя носили и который тебе предназначен. Помни, что ты опять и так же чужими руками будешь принесён некогда в церковь с крестом в руках.
О, если бы ты тогда мог усвоить слова праведного Симеона: Ныне отпускаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое (Лк.2:29-30).
Но они усвоятся тебе, и ты почиёшь с миром до дня всеобщего воскресения, если в продолжение своей жизни не будешь забывать своего воцерквления. Аминь.
Архиепископ Иннокентий (Борисов)