Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание. Оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные…
Каким же образом возможно доставить детям это высшее благо и достичь цели хорошего воспитания?
а) В середине 18 столетия во Франции явился ученый именем Руссо, который… учил, что дитя появляется на свет совершенно добрым и ничуть не испорченным. Поэтому стоит только его предоставить самому себе, и оно непременно останется цельным, неповрежденным, добрым. Воспитание не только необходимо, утверждал Руссо, но даже вредно.
Когда дитя подвергается воздействую на него воспитателей, родителей и учителей, то чрез это становится хуже, портится.
… Но ежедневный опыт решительно ниспровергает такой взгляд и учит нас совершенно противному. Из этого опыта мы видим, что уже грудные дети, которые никем не могли ещё быть испорчены, имеют свои значительные недостатки и дурные качества.
И они бывают иногда и самолюбивы, и упорны, и капризны, и вспыльчивы, и раздражительны. Есть дети, которые от природы имеют наклонности к лености, другие ко лжи и обману, одни к изнеженности и чувствительности, а другие к лакомству и воровству.
Но что можно усматривать из ежедневного опыта, то подтверждает и Божественное Откровение. Оно учит нас, что дитя появляется на свет заражённым наследственным грехом и что через этот наследственный грех природа дитяти испорчена и склонна более ко злу, чем к добру…
Правда, то же христианское Откровение учит нас и тому, что душа дитяти очищается от первородного, наследственного греха и освящается во Святом Крещении; но ослабляемая в этом Крещении наклонность ко греху отнюдь, однако, не уничтожается и не искореняется совершенно.
б) Таким образом, воспитание дитяти необходимо. А если оно необходимо, то когда, с какого времени, с какого возраста нужно начинать воспитывать дитяти?
И на этот вопрос дают нам правильный ответ и опыт, и Божественное Откровение. Оба они говорят, что воспитание должно быть начинаемо с самой ранней юности… Сердце дитяти – это сад, а родители – садовники, поставленные от Бога, и сад сердца своих детей они должны с самого раннего возраста их очищать от плевел и сорной травы.
«Есть у тебя сыновья? Учи их, — увещевает мудрый Сирах, — и с юности нагибай шею их» (Сир.7,25).
И в другом месте: «Нагибай выю сына твоего в юности его, доколе он молод, дабы сделавшись упорным, не вышел из повиновения тебе». (Сир.30,12).
Один глубокий мыслитель нашего времени утверждает, что с жизнью ребёнка должно начинаться и его воспитание.
в) Теперь остаётся нам решить ещё вопрос о том, какие свойства и какие качества нужно развивать в дитяти при его воспитании.
Ответ на этот вопрос таков: в воспитываемом ребёнке должно быть искореняемо всё дурное и насаждаемо всё доброе.
Однако есть немало родителей, которые иногда даже радуются и забавляется, когда ребёнок капризничает, обнаруживает самолюбие, упорство, когда позволяет себе какую-нибудь ложь, обман. Они думают, что таковы бывают все дети, с которых ничего ещё нельзя взыскивать по их глупости… Великая это ошибка и непоправимое заблуждение. Нет, эти шалости и недуги никогда не проходят сами – напротив, они растут вместе с самим ребёнком и укореняются все белее и белее, если им не противодействуют с самого начала.
Но воспитание… должно быть направляемо и на то, чтобы приучить и упражнять детей в добром. Основание, почему мы так рано должны приучать их к упражнению в добродетели, указывает нам Священное Писание. Если юноша избрал путь свой, то он не уклонится от него, говорит Сирах, и во дни старости (см.: Сир.25;5).
Не забывайте же, христианские родители, как необходимо вам насколько можно раньше начинать дело воспитания ваших детей… Приучайте их с самого раннего возраста к благоговению пред Богом и молитве, к послушанию и аккуратности, к справедливости и откровенности, к терпению и самоотвержению. И будьте уверены, что ваши дети, совершая добро сначала бессознательно, впоследствии, в зрелом возрасте, будут сознательно продолжать то, в чём упражнялись в детстве только по привычке.
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий