Летние месяцы богаты православными праздниками, особенно престольными. Престольные праздники – это местные праздники, установленные в честь того или иного святого или Богородицы, именами которых названы приходские церкви.
Отметив в июне двунадесятый переходящий праздник – День Святой Троицы, мы вступили в полосу июльских престольных праздников.
В Глебовской церкви придел был освящён в честь Владимирской иконы Божией Матери. Несмотря на то, что церкви уже давно нет, многие жители Светицкого и Беляйкова празднуют 6 июля «Владимирскую». Пожилые люди вспоминают, как в этот день ходили на богослужение в храм, участвовали в крестном ходе, как к ним приезжали родственники. По сути, престольный праздник превращался во всенародный.
Говоря об этом празднике, стоит отметить, что икона Владимирской Божией Матери – самая чтимая с древнейших времён на Руси, самая благолепная, ибо написана рукой святого евангелиста Луки с живого образа Пречистой Богородицы и благословленная Ею Самой.
Эта икона, который уже век, точно пелена Богородицы, оберегала Русь. Она участвовала во многих походах Русского войска. Боковой придел в честь Владимирской иконы Божией Матери был освящён также в церкви села Красно.
Раньше в селе Мещёры действовала церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в которой тёплый придел назывался во имя Рождества Иоанна Предтечи. Сейчас уже нет ни Мещёр, ни церкви. А многие жители Яковлева и Солнцева считают своим престольным праздником Иванов день. Вообще же Рождество святого пророка и Предтечи Христова Иоанна празднуется Русской Православной Церковью 7 июля как великий непереходящий праздник.
Через три дня после праздника иконы Владимирский Божией Матери, 9 июля, жители села Епифанова и окрестных деревень совершают празднование Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы – Одигитрии (Путеводительницы).
Сей праздник знаменателен тем, что в этот день на святой источник, расположенный под Епифоновом, съезжаются сотни верующих из Вачского и Павловского благочиний. Там обычно совершается водосвятный молебен.
Одним из великих непереходящих православных праздников является праздник во имя славных и всехвальных Первоверховных апостолов Петра и Павла, который отмечается РПЦ 12 июля. В Фотининской церкви в честь Благовещения Пресвятой Богородицы один из приделов носил имя святых апостолов Петра и Павла. Этот день многие жители Фотинина и Кошкина отмечают как праздник села.
Особо почитается во многих православных приходах Вачского благочиния праздник, посвящённый явлению иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.
В церкви села Новосёлки в честь этой иконы установлен престол. Каменный храм в Новосёлках был построен в 1810 году в основном на средства крестьянина Якова Вавилова. В годы борьбы властей с православием в нём оборудовали клуб. Сейчас Новосельская Казанская церковь, восстановленная три года назад с помощью В.П. Анисимова, переживает своё новое рождение. Расположенная на возвышенности, она привлекает прихожан и всех, кто проезжает через село, как своим внешним видом, так и внутренним убранством – иконами, привезёнными с Афона, и росписью стен и потолков. Вместе с новосельцами 21 июля отмечают праздник Казанской иконы Божией Матери жители Лобкова, Лесникова и многих других деревень.
Церковь села Александрово тоже называлась Казанской. Приделы в честь Казанской иконы Божией Матери имеются в храмах Арефина, Большого Окулова, Жайска. Раньше такой придел был в церкви Липовицкого погоста.
В начале августа (2 августа) филинцы отметит свой престольный праздник – во имя Святого Пророка Илии.
Как верующие должны проводить праздничные дни? Об этом убедительно и доходчиво разъяснял в своей проповеди священномученик архимандрит Кранид (Любимов): «По заповеди Божией мы должны святить праздники и как бы отдавать их Богу.
Как же это? А вот как. В праздник, если у нас нет прямых обязанностей по службе, мы должны оставить все свои личные мирские и житейские дела и заняться делами святыми и богоугодными.
Всякий праздник особенно святится нами тогда, когда мы в продолжение его делаем какое-либо добро или благодеяние другому. Тот особенно чтит Бога, кто ради праздника помогает ближнему в нужде, поучает другого чему-нибудь полезному и душеспасительному, своей родной семье в праздник подаёт пример усердной молитвы и дома, и в храме и пример трезвой жизни, бывает тих и снисходителен ко всем».
Подготовил Фёдор Григорьев