Христос рождается – славите!
Христос с небес – срящите!
Опять наступает Рождество. Великий, чудный праздник. Праздник детски-чистого сердца. Снова Милосердный Господь благословил нас дожить и встретить светлый праздник Рождества.
Снова мы приглашаем к яслям Богомладенца и имеем возможность вместе с пастухами и волхвами поклониться Ему и принести свои дары. Но способны ли мы прочувствовать тайну Боговоплощения? Что значит для нас это Рождение и каким смыслом оно наполняет жизнь каждого из нас?
Вернёмся из потока обыдённости и в преддверии великого Торжества освежим в памяти и в сердцах то, что предшествовало Рождеству Христову и неразрывно связано с Ним.
В эпоху перед Рождеством Иисуса Христа изверившийся языческий мир осознал своё полное интеллектуальное и нравственное бессилие. Лучшие умы пришли к выводу, что необходим некий Посредник, Божественный Искупитель, поэтому Его прихода ждал весь мир: и иудеи, и язычники. Иудеи ожидали Его пришествия на основании пророчества. Язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, также ожидали Избавителя.
Все пророчества относительно времени воплощения сына Божия исполнились. Его приход предсказали ветхозаветный патриарх Иаков (Спаситель придёт тогда, когда скипетр отойдёт от Иуды) и пророк Даниил (Спаситель явится в семидесятую седмину лет после выхода повеления о восстановлении Иерусалима).
Ко времени земной жизни Христа Спасителя Иудея входила в состав огромной Римской империи и управлялась наместником Сирии и подчинённым ему прокуратором.
Император Августин для упорядочения налогообложения решил провести перепись во всем государстве. Римские власти считались с местными обычаями, и перепись проводилась в Иудее соответственно законам народа.
Мария и Иосиф принадлежали к роду Давида и поэтому должны были записаться в том городе, откуда происходил их предок – в Вифлееме Иудейском. Для этого Им предстояло странствовать трое суток.
По преданию, Христос родился зимой. Хотя в Святой земле она не так сурова, как у нас, но зима – это знак духовного состояния человечества: полночь и тьма, повисшие над землёй.
Важный символ: Он родился в то время, когда совершается зимний переход солнца, когда ещё самые короткие дни, но уже произошёл поворот солнца к лету.
В ночь Рождества Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были наглухо закрыты. В гостиницах не оказалось мест. Мир принял своего Царя в пещере для скота.
Только животные в зимнюю холодную ночь согревали Богомладенца своим дыханием. Они не дотронулись до пищи, чтобы в охапке сена, как в мягкой постели, Он мог бы укрыться от стужи.
Стояла тишина. Израиль – народ Божий – спал. Только несколько пастухов на поле стерегли овец. Вдруг яркий свет разлился вокруг. Пастухи испугались, пришли в ужас. «Не бойтесь, — сказал им Ангел, — я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И пастухи, услышав ангельское благовествие, приняли Христа чистой верой, имея свидетельство о Боге в своём собственном сердце. Их чистые души не были черны, они были способны отразить в себе небесный свет.
Волхвы, то есть мудрецы, обладатели тайных знамений (астрономия и математика считались в древнем мире науками священными), взяли на себя труд пойти и поклониться Родившемуся Царю. Мудрые потому, что они действительно искали Истину.
По преданию, имена евангельских волхвов были: Гаспар, Мельхиор и Валтасар. После поклонения Иисусу волхвы спустя тридцать с лишним лет приняли Крещение от апостола Фомы и сами сделались проповедниками. Как говорит предание, свою веру они засвидетельствовали муче-нической кончиной за Христа.
«Слава в вышних Богу, и на земле мир», — воспели Ангелы в ту святую ночь. По преданию, в год Рождества не было войн на земле. Господь принёс мир, мир человека с Богом. Он несёт мир мятущейся душе и больной совести. Он единственный, Кто может даровать человеку мир и покой.
Пришествие Христа на землю – свет, озаривший всю Вселенную. Боговоплощение – определяющее событие не только человеческой, земной истории. Оно значимо и для мира ангельского: не в силах постичь эту великую тайну, ангелы смиренно славословят Творца. В рождественских песнопениях Церковь повторяет свой победоносный гимн: «С нами Бог!»
Бог с нами на земле, чтобы мы были в вечной радости.
Дмитрий Романов