Воскресение Христово – величайший христианский праздник, день торжества православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью, и начало бытия нового мира, искуплённого и освящённого Господом Иисусом Христом.
Праздничная пасхальная служба совершается во всех храмах в ночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена величайшей радости и ликования. В этот и последующие дни многократно звучат слова пасхального приветствия: «Христос воскресе! – Воистину воскресе!», которыми мы исповедуем веру в Воскресение Господа.
Собственно пасхальное богослужения начинается около половины двенадцатого ночи с совершения перед Плащаницей, располагающейся посреди храма, полунощницы с чтением особого канона. После совершения полунощницы Плащаница заносится священнослужителями в алтарь и полагается на престол.
Перед самой полуночью торжественный благовест возвещает наступление великой минуты Светоносного праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с молящимися, подобно мироносицам, которые поутру пошли к Гробу, совершают вокруг храма крестный ход с пением стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с возжжёными свечами, выражая этим духовную радость светоносного Праздника.
Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в его притворе у затворенных западных врат, как бы перед входом ко Гробу Господню. И здесь священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь трижды повторяется всеми, двери храма открываются, священнослужители и молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.
За пасхальной утреней следует Божественная Литургия, в конце которой происходит освящение артоса. Под именем артоса разумеется просфора с изображением на ней увенчанного тернием креста.
Артос на протяжении всей недели находится перед алтарём, а в субботу после Богослужения разрезается на части и раздаётся верующим.
В конце утрени после пения: «друг друга объимем, рцем: братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением» — все верующие начинают приветствовать друг друга.