Праздник совершается в воскресный день за неделю до празднования Светлого Христова Воскресения (в этом году – 13 апреля), в память о торжественном Входе Господа Христа в Иерусалим – главный город Святой Земли.
Мы сегодня накануне нашего праздника стоим с возжжёнными свечами и с ветвями вербы в руках.
Пламя этих сегодняшних в наших руках огоньков – отображение того, что переживают верующие сердца. Это знак радости и нашей любви ко Господу Спасителю. Мы радуемся тому, что Господь Иисус Христос идёт спасти людей Своим искупительным подвигом от вечной погибели.
Радуемся тому, что каждый из нас силой этого Божественного подвига будет спасен от вечной смерти, если будет этого достоин.
А в руках наших первое дыхание весны: распустившиеся вербы, как знамение победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как дерево казалось мертвым зимой, но осталось живым, так никогда не умрёт наша бессмертная душа! И как весной под дыханием тёплого солнца и благодатного весеннего дождя распускается дерево, так воскреснем и мы своим теплом в последний день этой земли и соединимся своим воскрешённым силой Божией телом с нашей никогда не умирающей душой.
Наша радость сливается с чувством того народа, который окружал Спасителя, шедшего в Иерусалим. Народ радовался победе Господа над смертью, чуду воскрешения Лазаря. Мы радуемся чуду спасения нашей грешной души для жизни вечной и для вечного счастья.
Но вот, говорит святой евангелист Лука, когда Господь подходил к городу Иерусалиму, когда кругом раздавались крики ликования: «Осанна Сыну Давидову!» — Господь Иисус Христос заплакал, глядя на Иерусалим, и сказал: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами … и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19,42-44).
Всеведущий Господь знал о судьбе Иерусалима. Он знал, что через несколько десятков лет после Его Вознесения Иерусалим, не узнавший своего Господа и на пятый день после торжественной встречи распявший Его, будет разрушен и уничтожен…
Святой Иоанн Златоуст, размышляя об этом месте сказания святого Евангелиста, думая о слезах Господа Иисуса Христа, говорит: «Это были слёзы Бога Всевидящего, Который знал не только о предстоящей гибели Иерусалима и плакал не только о священном городе, а знал все будущее земли, все будущее человечества и плакал.
Плакал он, зная о том, как вскоре после Его Вознесения начнутся три кровавых века гонений на христиан.
Он предвидел, что в эти три века Святая Церковь воздвигнет сонмы мучеников, которые будут умирать за своего Христа. Но он плакал об этих мучителях, которые, как Нерон, будут поджигать христиан как факелы, обмазывая их; другие будут бросать мучеников и мучениц в пасти разъярённых львов на потеху тем, кто будет собираться на арене цирков. Плакал Господь об этом страшном ожесточении человеческого рода.
Плакал, Господь и о том, к Его Божественному Евангелию, которое учит человека только светлому, только одному чистому, столько людей останутся им равнодушными, или с враждебностью будут злословить и поносить Его святое дело искупления рода человеческого от грехов людских.
Он плакал, зная о том, сколько будет отступников от веры, которые отрекутся от Него за чечевичную похлёбку мнимого человеческого счастья.
Господь Спаситель плакал, представляя Себе бесчисленное множество грешников, бесчисленное множество самых омерзительных пороков и грехов, которые будут владеть людьми…
Он плакал и о тех грешниках, которые легко после покаяния возвращаются на старую, проторённую дорогу греха, которые так плохо, так сухо каются в грехах своих и не искупают своих грехов своей последующей доброй жизнью. Значит, плакал Он и о нас с вами.
Потому Святая Церковь перед праздником Входа Господа в Иерусалим и совершает это поприще Святой Четыредесятницы – этого сорокадневного Великого поста: она хочет чтобы мы, грешники, имели время подумать о своей душе, поплакать о грехах, принести к ногам Христовым своё раскаяние, чтобы мы могли подумать о том, как мы должны искупить свои грехи, приобретая добродетели, противоположные совершенным нами грехам; как мы должны, покаявшись перед Богом, крепко вставать на своих раскаявшихся ногах и не возвращаться на путь греха и беззакония…
Митрополит Николай (Ярушевич)