Пост – это как раз такое время, когда можно и нужно не только посмотреть на себя со стороны на свои поступки, на то, каким ты выглядишь перед другими людьми. Но и на внутреннего себя, то есть на свои мысли и чувства. На то, чего, кроме тебя, никто не видит и о чём никто не знает. Никто, кроме Бога.
Если мы не посмотрим на себя настоящих, очень сложно будет двигаться дальше…
Ведь человек и так всегда должен быть внимателен к себе, к своим поступкам, словам и даже мыслям… конечно, всегда. Но разве у кого получается? Просто попробуем всегда по жизни – быть добрыми, кроткими и сострадательными. Быть всегда со Христом. И без вранья относиться не только к своим поступкам, но и к своим словам и даже к мыслям. Но именно потому, что к такому постоянному самоконтролю – а по сути, повторюсь, к тому, чтобы быть со Христом, — христианин как раз призван, в Церкви и существуют посты – в том числе самый главный Великий пост.
Церковь через богослужение даёт нам максимальную возможность обрести этот опыт – непрестанно быть с Богом. Пускай для начала хотя бы несколько недель подряд. С тем, чтобы потом нести этот опыт с собою по жизни и помнить о нём – всегда, каждую неделю, каждый день, каждый час.
Молиться – это пытаться говорить с Богом. Тоже не просто. Но молитва, конечно же, в дни поста на первом месте.
Но важно, чтобы и вовне, для тех, кто рядом, верующий человек старался быть примером евангельского отношения к людям, то есть нёс те самые добро, любовь и сострадание. «Всё в христианстве определяется и проверяется любовью, — так размышляя о посте, писал философ и публицист Сергей Фудель: — Св. Максим Исповедник учил: «Всякий подвижнический труд, чуждый любви, неугоден Богу». Когда пост совершается «в гордости о своём подвиге, т. е. вне любви, то часто приводит «не к уменьшению, а к ещё большему увеличению холода и ненависти в мире».
Пост – задел на будущее. Это очень важный и тонкий момент. Некоторые люди с недоверием и сомнением относятся к Церкви и к церковной жизни, потому что у них есть некое ложное представление о Церкви как о месте, где человека всё время будут обращать к его прошлому или к настоящему.
Что я имею в виду? Человек полагает, что, придя в храм, он услышит либо наставления о настоящем: «Вот это не носи, это не делай, с этим не гуляй, там не танцуй, этого не пей, этого не ешь, либо укоры за прошлое: «Ты такой – сякой, и с утра до вечера должен каяться в том, что сделал».
Но это не так. Если где-то такое происходит, то это, конечно же, неправильно. Потому что христианство – всегда о будущем. Не о прошлом и даже не о настоящем. Точнее, не просто, каким человек был и какой он есть (хотя забывать об этом, конечно, нельзя). Но про то каким человек может стать.
Евангелие говорит нам, каким может быть человек: подобный Христу. И в этом главный, если хотите, евангельский месседж. Благая весть (греч. Евангелион) о спасении – то есть о том, что человек может быть другим. Что он способен уподобиться Христу. Что он может силой Божественной благодати стать источником любви, добра для тех, кто его окружает.
Но чтобы стать кем-то, нужно вначале понять, что ты сейчас не такой. Осознание своей греховности, необходимость покаяния – это всё средства на пути к цели, но без этих средств невозможно её достичь.
Если заплывший жиром человек считает, что он, как чемпион мира, может пригнуть с шестом на шесть метров вверх, без всякой подготовки, то очевидно, что он упадет и разобьёт себе голову, и поломает руки – ноги. Но даже спорт – это не про то, что ты чего-то сейчас не можешь. А про то, какие бывают возможности у человека. Так и христианство – не столько про то, что человек грешен, сколько про то, что он может спастись. И в отличие от спорта, где чемпион всегда один, здесь победить (соединиться со Христом) может каждый.
Мне кажется, об этом важно помнить, когда мы говорим о Великом посте. Пост – не самоцель, а инструмент. С помощью этого инструмента человек может стать лучше.
Впрочем, обещание помочь меняться к лучшему, которое даёт Великий пост, — не просто абстрактное обещание. Оно выражается пасхальной радостью. А это то, что каждый может пережить в реальности.
Пасхальная радость – это не просто то, что делает нашу жизнь легче. Она показывает: радость и счастье на самом деле есть, и они подлинны, а всё остальное (проблемы, обиды, душевная пустота) – ненастоящее и обязательно пройдёт.
Не скажу, что человек, переживший пасхальную радость, уже никогда не поддаётся унынию. Но ощущение Пасхи, хоть раз пережитой, способно стать якорем, твёрдой опорой, безусловным уверением, что за внутренней тьмой и пустотой непременно последует Свет.
«Тесен дом души моей, чтобы Тебе войти туда: расширь его. Он обваливается, обнови его. Есть в нём, чем оскорбиться взору Твоему: сознаюсь, знаю, но кто приберёт его? И кому другому, кроме Тебя, воскликну я: «От тайных грехов моих очисти меня, Господи, и от искушающих избавь раба Твоего» (Августин. «Исповедь»).
Владимир Легойда