Начало Нового Завета

Размещено Дек 20, 2013 в Воскресение № 8

4 декабря – двунадесятый непереходящий праздник – Введение во храм Пресвятой Богородицы. Первый русский митрополит Иларион писал в своём «Слове о Законе Благодати»: «Писание прошло, и Закон оскудел, как тень, лучи Благодати воссияли, когда Ты вошла в храм Божий, Дева Матери Чистая…»

Таинственный смысл праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы в том, что уходящий Ветхий Завет приветственно склоняется перед грядущим Новым. Введение Девы во храм – это как бы «пролог», «введение» в Новый Завет, с упразднением в основных чертах, Ветхого как выполнившего свою задачу. Действительно, повеяло дыханием чего-то, когда не кто-либо, а сам Первосвященник дерзнул ввести Юницу в Святая Святых…

nachalo_zavetaСобытие Введения не упоминается в канонических Евангелиях и известно из Священного Предания, но существуют дополнительные подробности в библейских книгах, имеющих прообразовательное значение (1 Пар 15и Пс 44), а также из евангельской истории Сретения (Лк 2:22-38).

Благочестивые и праведные родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, когда их Дочь достигла 3-летнего возраста решили исполнить данный ими ранее обет – посвятить Её Богу – и направились в Иерусалимский храм. Около входа во храм стояли призванные Иоакимом юные девы с зажжёнными светильниками, для того, чтобы юная Мария возлюбила храм всем сердцем.

Пресвятая Дева, несмотря на Свой возраст, легко преодолела крутые ступени и была встречена и благословлена Первосвященником – по преданию Захарией, отцом Иоанна Крестителя. По особому откровению Она как одушевлённый Кивот (Ковчег) Божий была введена им во Святая Святых, куда имел право входить только Первосвященник один раз в год – этим была явлена Её особая роль в судьбе человечества.

Событие Введения стало началом нового этапа в жизни Пренепорочной Девы – пребывания при Иерусалимском храме, продолжавшегося до тех пор, пока Ей не исполнилось 12 лет. Живя при храме, Мария посвящала Себя молитве, изучению Священного Писания и рукоделию. По прошествии времени Она, решившая сохранить девство и уневеститься Богу, была, дабы не нарушать отеческих преданий, поручена заботам Обручника.

Что могли видеть все присутствующие? Престарелый седовласый архиерей ласково встречает крохотную Малютку. А каков глубинный смысл этой встречи? Ветхий Завет, в лице своего Первосвященника, склоняется перед девочкой, готовой стать Матерью Бога, стать началоположницей Нового Завета.

Самая великая ветхозаветная святыня, Ковчег Завета, который хранился в Скинии и Первом храме, Соломоновом, была утрачена еврейским народом. Второй храм, отстроенный после плена, хоть и был меньше размером и беднее украшен, но превзошёл славой первый: он, лишённый златокованого Ковчега, принял в себя священный ковчег Нового Завета – Пречистую Деву.

Захария не просто однократно ввел Её во святое Святых, Ей было позволено беспрепятственно находиться там когда угодно и столько, сколько сочтёт нужным Она Сама.

Дмитрий Романов

Перейти к верхней панели