Оружие против греха

Размещено Мар 23, 2014 в Воскресение № 3 (11)

Пост, приготовляющий нас к Святой Пасхе, называется Великим не только ввиду его духовной значимости, но и по причине продолжительности – 48 дней. Он последовательно соединяет два поста: Четыредесятницу (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и пост Страстной Седмицы. Лазарева суббота и вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, или Неделя ваий) стоят особняком и в Великий пост не входят, хотя пост в эти дни, разумеется, не отменяется. Седьмая постная седмица – Страстная – с богослужебной точки зрения не входит в святую Четыредесятницу.

В ветхозаветный период священной истории прообразами Четыредесятницы были 40-дневные посты пророков Моисея (Исх. 34:28) и Илии (3 Цар 19:8). Господь Иисус Христос не только освятил пост личным примером, но и завещал поститься ученикам своим (Мф 17:21; Лк 5:33-35), поэтому святые апостолы приготовляли себя к службе постом (Деян 13:2;14:23).

iisus_v_pustine

Они, в свою очередь, повелевали поститься всем христианам. Это нашло письменное выражение в таком каноническом документе, как «Правила Святых Апостолов».
Святые отцы называли пост оружием против греха. «Поститься христианину необходимо для того, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, — чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю.

Кто отвергает посты, тот забывает, отчего произошло грехопадение первых людей (от невоздержания), ибо от невоздержания происходит всякий грех в людях; кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострастной плоти своей и против диавола, сильных против нас, особенно чрез наше невоздержание, и тот не воин Христов, ибо бросает оружие и отдаётся добровольно в плен своей сластолюбивой и грехолюбивой плоти; тот, наконец, слеп и не видит отношения между причинами и последствиями дел».

Таким образом, пост служит для нас необходимым средством к нашему освящению и единению с Богом, средством к живому участию в жизни, страданиям, смерти и славе Богочеловека и святых Его.
Святитель Игнатий Богоносец поучает: «Четыредесятницы не пренебрегайте, она служит подражанием жительству Христову».

Блаженный Иероним говорит: «Мы готовимся к таинству Господню сорокадневном постом: постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония». Почему ещё Великий пост называется постом Господним…. В дни Великого поста отверсто все: и небеса для помилования, и грешник для исповеди, и язык для моления.

И уже со времён апостольских доселе православные христиане не считали Святую Четыредесятницу единственным или преимущественным временем говения и собирания духовных сокровищ, во дни её спешили очистить свою совесть постом, слезами сокрушения о грехах своих, молитвою, милостынею, покаянием, для того, чтобы с должным благоговением приступить к принятию Святых Таин Тела и Крови Христовых для теснейшего общения с Господом.

Подготовил Фёдор Григорьев

Перейти к верхней панели