Пример, достойный подражания

Размещено Июл 19, 2013 в Воскресение № 7

Житие святых супругов Петра и Февронии Муромских наиболее полно отражает высокие идеалы древнерусского семейного жизнечувствия, неизбывные духовные ценности нашего народа.

007-010Многие столетия из уст в уста передавались народные предания, в которых переплелись истина и легенды о святых чудотворцах. В летописных свидетельствах историки обнаруживают прототипы святых Петра и Февронии в истории князя Давида Юрьевича Муромского и его супруги Евфросинии. Правивший в Муроме князь Давид (1205-1228) принял постриг с именем Петра.

Другие исследователи утверждают, что чета князя Петра и его жены Ефросинии проживала в Муроме столетие спустя, в XIV веке. В XIV веке, использовав народные сказания, священник Ермолай Погрешный (в иночестве Еразм) написал повесть о благоверных Петре и Февронии.

Благоверный Петр был младшим братом княжившего в городе Муроме благоверного Павла, с женой которого произошло наваждение: к ней стал прилетать змей, принявший облик самого князя. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всём поведала мужу. Князь повелел супруге прознать секрет гибели змея.

Выяснилось, что погибель супостата «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Узнав об этом, благоверный Петр взялся извести чудовище. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Пётр поразил его. Но перед смертью змей обагрил князя ядовитой кровью, и его тело покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Князь, со смирением перенося мучения, во всем предался Богу, и Господь, промышляя о Своём рабе, направил его в Рязанскую землю.

В селе Ласково Рязанского княжества слуга Петра Муромского, посланный на поиски знахаря, случайно зашёл в дом и увидел девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар исцеления.

После всех расспросов Феврония согласилась вылечить князя при условии, если станет его супругой. Пётр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак.

Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на неё и велела князю вымыться в бане и смазать все струпья, кроме одного. Вскоре от этого струпа болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал своё слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чём не преступая Божии заповеди».

После смерти брата Пётр стал самодержцем в городе. Бояре уважали князя своего, но боярские жёны не желали иметь правительницей над собой крестьянку, подучивая своих мужей недоброму.

Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала.

Благоверный Пётр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочёл добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

007-014

Супруги поплыли по реке Оке на судах. Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег.

«Что с нами будет?» — с грустью размышлял Пётр, а Феврония утешала его. «Не скорби, княже, Милостив Бог, Наш Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде».

В это время повар готовил ужин и срубил два деревца, чтобы повесить на них котлы. Когда кончилась трапеза, княгиня благословила деревца, сказав: «Да будут они утром большими деревьями с ветвями и листвой».

Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга: ведь коли для дерева есть надежда, то человек, уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Утром приехали послы из Мурома, умоляя Петра и Февронию вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и снова искали мир и спокойствие.

Блаженные Петр и Феврония со смирением вернулись в свой город и правили долго и счастливо, молясь беспрестанно и творя милостыню всем людям.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умоляли Бога, чтобы умереть им в одно время.

Похоронить себя завещали в одном гробу с тонкой перегородкой посредине. Они скончались в один день и час, каждый в своей келье.

Люди сочли нечестным хоронить в одном гробу монахов. Дважды их тела разносили по разным храмам, но они чудесным образом оказывались рядом.

После этого погребли святых супругов вместе возле соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, как повелевали они сами – в едином гробе, который Бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление.

Подготовил Леонид Фёдоров
по материалам книг «Петр и Феврония Муромские» и «История России в житиях святых»

Перейти к верхней панели