Радоница

Размещено Май 5, 2013 в Воскресение № 4

В первый Фомин вторник после Пасхальной Седмицы (ныне 14 мая) Святая Русская Православная Церковь разделяет радость Воскресения Христова с умершими в надежде всеобщего воскресения, особо творит поминовение усопших, потому и этот день называется Радоницей.

Поминовение усопших после Пасхи совершалось и в глубокой древности. Святой Амвросий Медиоланский в одном из своих слов говорит «достойно и праведно есть, братия, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со святыми мучениками, и им, как участникам страдания Господа, возвестить славу воскресения Господня».

004-001

Эти слова Святого Амвросия хотя относятся к мученикам, но они могут быть доказательством нашего обычая совершать память усопших после Пасхи в понедельник или вторник Фоминой недели, потому что начало торжественного поминовения в вере скончавшихся положено в Новозаветной Церкви благочестивым обычаем совершать память мучеников, а среди мучеников погребали в древности и прочих умерших.

Основанием для поминовения усопших, совершаемого в Фомин вторник, служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресеньем, а с другой – разрешение церковного Устава.

Для поминовения близких в Православной Церкви верующие подают в храм записки с их именами, приносят продукты «на канун». Канун – это подсвечник в форме стола, который стоит перед Распятием. И свечи ставятся на него с молитвой об упокоении близких. Кроме свеч, которые тоже являются нашей жертвой Богу, на канун кладут продукты, чтобы священники (или те, кто служит при храме) могли помянуть умерших.

Издавна существует обычай в этот день посещать могилы своих родных. Обычай устраивать поминальные трапезы на могилах не имеет языческого характера. Это род милостыни, милосердия. Раньше эти продукты предназначались для нищих. Оставлять же еду на кладбище или крошить птицам, как делают некоторые, с точки зрения Церкви, бессмысленно.

Подготовил Федор Григорьев

Перейти к верхней панели