Среди седмиц Великого поста Страстная (ныне 29 апреля – 4 мая) занимает особое положение. Предыдущие шесть недель, или Четыредесятница, установлены в честь сорокадневного поста Спасителя. А вот Страстная седмица – уже в воспоминание последних дней земных страданий, смерти и погребения Христа.
Само название этой недели происходит от слова «страсть», то есть «страдание». Эта неделя – память о тех страданиях, которые были причинены Иисусу Христу людьми, ради спасения которых Он явился в мир.
Один ученик – Иуда – предал Его врагам, ищущим Его смерти. Другой – Пётр – трижды отрёкся от Него. Остальные разбежались в ужасе.
Пилат отдал Его на растерзание палачам – бичевателям, а после – приказал распять, хотя совершенно точно знал, что Христос не был виновен в преступлениях, которые Ему вменялись. Первосвященники осудили Его на мучительную смерть, хотя им достоверно было известно, что Он исцелял безнадёжно больных и даже воскрешал мертвых.
Римские солдаты били Его, издевались, плевали Ему в лицо. На голову Спасителя палачи надели терновый венок в форме шапки, похожей на митру. От каждого удара палкой по «терновой митре» острые и крепкие шипы вонзались всё глубже, вызывая сильную боль и кровотечение…
Потом Его приковали к столбу и стали избивать бичом. При ударах такой плетью человеческая плоть рвалась на куски… Но это был ещё не конец, а только начало страданий Спасителя.
Христос умирал на Кресте шесть часов. А вокруг хохотали и издевались над Ним люди, ради которых Он пошёл на ужасную смерть. Но страдания и смерть Христа не были самоцелью, они – лишь средство исцеления человеческого рода, которое Бог употребил для нашего спасения от рабства греху и смерти.
Великий Понедельник (29 апреля)
В великий понедельник в молитвах вспоминается о последних днях Иисуса Христа и о смысле совершенного Им спасения людей.
Вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также Евангельское повествование о проклятии бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов.
Постовые предписания – Сухоядение. Богослужебные особенности – Литургия Преждеосвящённых Даров.
Великий Вторник (30 апреля)
Вспоминается обличение фарисеев и книжников, а также притчи Христа – о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.
Постовые предписания – Сухоядение. Богослужебные особенности – Литургия Преждеосвящённых Даров.
Великая Среда (1 мая)
Вспоминается предательство Иудой Искариотом своего Учителя за 30 сребреников. Также вспоминается грешница, омывшая ноги Христа миром и своими слезами, и этим приготовившая Его к погребению.
Постовые предписания – Сухоядение. Богослужебные особенности – Литургия Преждеосвящённых Даров.
Великий Четверг
(2 мая)
Вспоминается Тайная Вечеря Господа со своими учениками, на которой было установлено Таинство Евхаристии. Вспоминается омовение ног ученикам.
Постовые предписания – Разрешается масло и вино. Богослужебные особенности – Литургия Василия Великого. При архиерейских служениях совершается символический обряд омовения ног.
Великая пятница (3 мая)
Вспоминание ареста, суда, избиения, поругания, казни и крестной смерти Спасителя.
Постовые предписания – Максимальный отказ от еды. Богослужебные особенности – Вечером накануне Великой Пятницы совершается чтение 12 отрывков Евангелия о страданиях и смерти Христа.
Литургия не положена. На вечерне выносится Плащаница – изображение умершего Христа и поётся Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы».
Великая суббота (4 мая)
Воспоминание сошествия Спасителя во ад и освобождения оттуда душ всех людей, живших до Христа.
Постовые предписания – Сухоядение. После литургии освящаются куличи и пасхи, пасхальные крашеные яйца.
Богослужебные особенности – На утрене (обычно поздно вечером в пятницу) совершается чин «погребения Плащаницы». Богослужение необычное и совершаемое только раз в году. В конце бывает крестный ход, после которого в Церкви звучат пасхальные слова: «Да Воскреснет Бог и расточатся врази Его!»
Литургия Василия Великого. На литургии вместо Трисвятого поётся гимн «Елицы во Христе крестистеся».
Александр Ткаченко