Свет явления Господня

Размещено Янв 23, 2014 в Воскресение № 1 (9)

Весь православный мир празднует 19 января великий двунадесятый праздник – Крещение, или Богоявление Господне. Крещение, Богоявление, Просвещение – все эти названия одного и того же великого двунадесятого праздника церковное предание донесло до нас из глубины веков.

Евангельское событие, легшее в его основу, хорошо известно: достигнув тридцатилетнего возраста, Господь Иисус Христос крестился в водах Иордана от Иоанна Предтечи, ознаменовав этим Свой выход на общественное служение.

«Как просветит светильник Света? Освети мене и воды, Спасе, вземляй мира грех!» — такие слова как бы от лица Иоанна Крестителя звучат в одном из песнопений праздника.

Слово «крещение» обозначает «очищение», «омовение». В русском языке удивительным образом совпали два понятия: «креститься» как «омыться», «очиститься» и «креститься» в значении «осенять себя крестным знамением». Таким образом, в слове «крещение» видится крест, а в купели Святого Таинства Крещения умозрительно предызображается Крест Господень как орудие нашего спасения.

Крещение Иоанново было Крещением покаяния, он омывал в Иордане грехи людские. Безгрешный Сын Божий не имел никакой нужды креститься, но Своим собственным примером желал показать необходимость всех Божественных установлений. Крестившись, Он также подтвердил истинность Ианнова Крещения и его достоинство как Предтечи и Пророка Мессии.

kreshenie_gospodneПогружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого Крещения, пишет преподобный Иоанн Дамаскин.

По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф 3:16)…

Церковь учит, что Господь имел Божеское Естество уже в рождении, а в Крещении Он не стал Богом, а лишь явил Себя Богом, Вторым лицом Пресвятой Троицы. Бог Отец открыл Себя в гласе, Бог Сын перед народом крестился от Иоанна, а Бог Дух Святой «в виде голубине» сошёл и почил на Христе.

С древних времён в церковном уставе и у отцов Церкви праздник Богоявления называется также днём Просвещения и праздником Светов, ибо Бог есть Свет и Воскресение, и явился просветить «седящих во тьме и сени смертней» (Мф 4:16), спасти падший род человеческий открывшейся во Христе Божественной благодатью (2 Тим 1:9-10).

Традиционно к этому дню приурочивали принятие Таинства Крещения. В древности, в укор нашему времени, отношение к Таинству было гораздо более ответственным. Взрослые крестились только после тщательной подготовки – катехизации. Она могла продолжаться три, шесть месяцев и даже до года. В самые великие и праздничные дни Церковь усугубляла своё торжество, присоединяя новых членов, рождая новые души к жизни во Христа. В память об этой давней практике Церкви в богослужебном уставе сохранилась следующая особенность: в большие праздники (Пасха, Рождество, Крещение) на литургии Трисвятое заменяется пением «Елицы во Христе креститеся, во Христа облекается».

Праздник Крещения в Православной Церкви совершается с равным торжеством, как и праздник Рождества  Христова. Соединённые святками, они составляют как бы одно торжество.

Главная и самая запоминающаяся особенность праздника – Великое освящение воды. Оно получило своё начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего Таинство Крещения.

Великое водоосвящение совершается лишь два раза в год: в навечерие Крещения (в сочельник) и в сам день праздника, причём последование на освящение воды одно и то же, слово, в слово, поэтому неправы те, кто суеверно разделяет воду на «Крещенскую» и «Богоявленскую» и хранит в разных сосудах.

Вода Великого освящения  называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Эту святыню Церковь употребляет для окропления храма и жилищ, для употребления внутрь во здравие души и тела…

На Руси издревле было принято в праздник Богоявления совершать торжественные крестные ходы на реки и водяные источники. Если позволяют условия и здоровье, можно и искупаться в проруби, но не следует придавать этому слишком большого значения. Чрезвычайно распространено заблуждение, что, омывшись в проруби, человек якобы смывает все накопленные за год грехи. Средство для очищения грехов только одно – Таинство Покаяния, которое есть второе крещение, омывающее совесть.

Святитель Григорий Богослов обращается к нам в своём слове на Богоявление: «Итак, будем праздновать не пышно, но божественно, не по-мирскому, но примерно, не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки, не праздник немоществования, но праздник уврачевания, не праздник создания, но праздник воссоздания». Святой день Света явления Господня!

Дмитрий Романов

Перейти к верхней панели