Свидетельство «неверия»

Размещено Май 5, 2013 в Воскресение № 4

Одно из подтверждений того, что Христос действительно воскрес – история двух апостолов, которые в Воскресение не поверили. Через сомнения прошли все ученики Иисуса Христа, однако наиболее ярких свидетельств два: уверение Фомы и обращение Савла в Павла.

Уверение Фомы

Когда воскресший Христос явился апостолам, среди них не было Фомы, а когда ему об этом рассказали, он попросту не поверил, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста (пальца) моего в раны от гвоздей… не поверю» (Евангелие от Иоанна, глава 20, стих 25).

004-015То есть даже человек, который всё время земного служения Спасителя находился рядом, видел Его величайшие чудеса, не раз слышал от Него и о Чуде Воскресения, тем не менее, счёл это событие сказочным и невероятным. Причём, настолько, что не поверил даже своим ближайшим друзьям.

Именно из-за этого евангельского эпизода за Фомой навсегда закрепилось прозвище «неверующий». А между тем, через несколько десятков лет после Воскресения апостол Фома, рассказывая о Христе в далекой Индии, мученически умрёт за Него.

И если внимательно прочитать последние главы Евангелия, станет очевидной вся несправедливость прозвища апостола и его неподдельная вера в Чудо, которое он считал невозможным.

Дело в том, что с Фомой связан уникальный евангельский момент. Когда воскресший Спаситель, наконец, явился и ему, предложив вложить свои пальцы в раны от гвоздей и убедиться в истинности Воскресения, Фома произносит: «Господь мой и Бог мой» (Евангелие от Иоанна, глава 20, стих 28).

До этого апостол Петр называл Иисуса «Сыном Бога Живого», да и все ученики Христа знали, что перед ними обещанный пророками Спаситель. Но самое парадоксальное, что первым назвал Его Богом именно тот человек, про которого многие до сих пор почему-то говорят «Фома неверующий»…

Из Савла в Павла

Наверное, наиболее сильное новозаветное свидетельство о Воскресении Христовом – это обращение гонителя христиан, юноши по имени Савл, ставшего впоследствии апостолом Павлом.

Евангельская проповедь этого человека сделала христианскими целые области древнего мира, почти половина Нового Завета – это его послания, то есть письма к различным Церквам Рима, Греции. Малой Азии и, наконец, к своим ближайшим ученикам.

Церковь считает эти Послания настолько ценными для христиан, что наряду с Евангельскими они включены в Новый Завет.

Семья Савла, скорее всего, принадлежала к высшим слоям тогдашнего культурного общества: будучи иудеем, он получил блестящее светское европейское образование, а также учился в Иерусалиме у знаменитого раввина Гамалиила.

004-003Его ждали блестящее будущее и карьера одного из религиозных вождей Израиля. А из евангельского повествования видно, с какой неприязнью лидеры иудеев относились к последователям Иисуса Христа. Так что же произошло с ярым гонителем христиан?

В Новом Завете, в книге Деяний апостолов есть свидетельство его обращения ко Христу. Юноша шёл в сирийский город Дамаск, чтобы истребить там христиан, имея самые широкие полномочия от иудейского Первосвященника.

Причём Библия прямо говорит, что Савл шёл «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деяния, глава 9, стих 1 ). Однако на пути ему явился воскресший Христос…

«Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осенил его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал, кто ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.

Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне сделать? И Господь сказал ему: встань и иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». (Деяния, глава 9).

Так Савл стал апостолом Павлом. Его послания дали миру первую систему христианского богословия, созданную как бы «попутно», в контексте писем, целиком посвящённых самым жгучим вопросам современной автору христианской жизни.

Но сила его любви не уступала силе ума. Это он написал строки, которые называют «Гимном любви» – по своей силе они навсегда останутся непревзойдёнными:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая и кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви. – то я ничто… (1-е Послание к Коринфянам, глава 13, стихи 1,2, 4-8).

В XVII веке появилась так называемая «библейская критика», объяснявшая обращение Савла чисто психологическими причинами, как естественное разрешение его внутреннего кризиса. Однако сам он – почитайте внимательно его послания – никогда не сомневался, что ему явился воскресший Христос.

<p.Более того, он доказал, что не мог уверовать в Него благодаря проповеди Его учеников: во-первых, потому что был их убеждённым гонителем, а во-вторых, после обращения он лишь три года спустя, да и то на короткое время, приходил в Иерусалим, где имел возможность общаться с первой христианской общиной.

Так что в сознании самого бывшего гонителя его обращение было чудом и откровением Божьим. Не случайно именно он сказал: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна…то мы несчастнее всех человеков» (1-е Послание к Коринфянам, глава 15, стихи 17-19).

Два человека. Два апостола. Разные пути и судьбы. Объединяет их одно – Христос и Его Воскресение, событие, которое они по-разному отрицали и по-разному приняли. Но всё-таки приняли. И не потому, что у них в жизни не было другого пути, а потому что искали Правду и нашли Её.

Подготовил Роман Маханьков

Перейти к верхней панели