Одно из подтверждений того, что Христос действительно воскрес – история двух апостолов, которые в Воскресение не поверили. Через сомнения прошли все ученики Иисуса Христа, однако наиболее ярких свидетельств два: уверение Фомы и обращение Савла в Павла.
Уверение Фомы
Когда воскресший Христос явился апостолам, среди них не было Фомы, а когда ему об этом рассказали, он попросту не поверил, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста (пальца) моего в раны от гвоздей… не поверю» (Евангелие от Иоанна, глава 20, стих 25).
То есть даже человек, который всё время земного служения Спасителя находился рядом, видел Его величайшие чудеса, не раз слышал от Него и о Чуде Воскресения, тем не менее, счёл это событие сказочным и невероятным. Причём, настолько, что не поверил даже своим ближайшим друзьям.
Именно из-за этого евангельского эпизода за Фомой навсегда закрепилось прозвище «неверующий». А между тем, через несколько десятков лет после Воскресения апостол Фома, рассказывая о Христе в далекой Индии, мученически умрёт за Него.
И если внимательно прочитать последние главы Евангелия, станет очевидной вся несправедливость прозвища апостола и его неподдельная вера в Чудо, которое он считал невозможным.
Дело в том, что с Фомой связан уникальный евангельский момент. Когда воскресший Спаситель, наконец, явился и ему, предложив вложить свои пальцы в раны от гвоздей и убедиться в истинности Воскресения, Фома произносит: «Господь мой и Бог мой» (Евангелие от Иоанна, глава 20, стих 28).
До этого апостол Петр называл Иисуса «Сыном Бога Живого», да и все ученики Христа знали, что перед ними обещанный пророками Спаситель. Но самое парадоксальное, что первым назвал Его Богом именно тот человек, про которого многие до сих пор почему-то говорят «Фома неверующий»…
Из Савла в Павла
Наверное, наиболее сильное новозаветное свидетельство о Воскресении Христовом – это обращение гонителя христиан, юноши по имени Савл, ставшего впоследствии апостолом Павлом.
Евангельская проповедь этого человека сделала христианскими целые области древнего мира, почти половина Нового Завета – это его послания, то есть письма к различным Церквам Рима, Греции. Малой Азии и, наконец, к своим ближайшим ученикам.
Церковь считает эти Послания настолько ценными для христиан, что наряду с Евангельскими они включены в Новый Завет.
Семья Савла, скорее всего, принадлежала к высшим слоям тогдашнего культурного общества: будучи иудеем, он получил блестящее светское европейское образование, а также учился в Иерусалиме у знаменитого раввина Гамалиила.
Его ждали блестящее будущее и карьера одного из религиозных вождей Израиля. А из евангельского повествования видно, с какой неприязнью лидеры иудеев относились к последователям Иисуса Христа. Так что же произошло с ярым гонителем христиан?
В Новом Завете, в книге Деяний апостолов есть свидетельство его обращения ко Христу. Юноша шёл в сирийский город Дамаск, чтобы истребить там христиан, имея самые широкие полномочия от иудейского Первосвященника.
Причём Библия прямо говорит, что Савл шёл «дыша угрозами и убийством на учеников Господа» (Деяния, глава 9, стих 1 ). Однако на пути ему явился воскресший Христос…
«Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осенил его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал, кто ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна.
Он в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне сделать? И Господь сказал ему: встань и иди в город и сказано будет тебе, что тебе надобно делать». (Деяния, глава 9).
Так Савл стал апостолом Павлом. Его послания дали миру первую систему христианского богословия, созданную как бы «попутно», в контексте писем, целиком посвящённых самым жгучим вопросам современной автору христианской жизни.
Но сила его любви не уступала силе ума. Это он написал строки, которые называют «Гимном любви» – по своей силе они навсегда останутся непревзойдёнными:
В XVII веке появилась так называемая «библейская критика», объяснявшая обращение Савла чисто психологическими причинами, как естественное разрешение его внутреннего кризиса. Однако сам он – почитайте внимательно его послания – никогда не сомневался, что ему явился воскресший Христос.
<p.Более того, он доказал, что не мог уверовать в Него благодаря проповеди Его учеников: во-первых, потому что был их убеждённым гонителем, а во-вторых, после обращения он лишь три года спустя, да и то на короткое время, приходил в Иерусалим, где имел возможность общаться с первой христианской общиной.
Так что в сознании самого бывшего гонителя его обращение было чудом и откровением Божьим. Не случайно именно он сказал: «Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна…то мы несчастнее всех человеков» (1-е Послание к Коринфянам, глава 15, стихи 17-19).
Два человека. Два апостола. Разные пути и судьбы. Объединяет их одно – Христос и Его Воскресение, событие, которое они по-разному отрицали и по-разному приняли. Но всё-таки приняли. И не потому, что у них в жизни не было другого пути, а потому что искали Правду и нашли Её.
Подготовил Роман Маханьков