Священствовали полтора века в одном приходе

Размещено Фев 22, 2014 в Воскресение № 2 (10)

Согласно архивным данным, сохранившимся до наших дней, на территории нынешнего Вачского района были церкви и православные приходы, которые давно перестали существовать и поэтому многие прихожане не могут сказать, где они находились.

Сегодня мы расскажем об одном из них – Космодемьянском приходе. При этом будем руководствоваться «Историко-статистическим описанием церквей и приходов Владимирской губернии от 1897 года» и воспоминанием священника села Красно Ксенофонта Смирнова от 1877 года.

В писцовых книгах 1628-30 годов отмечено, что Космодемьянский погост при речке Ченигировке с деревнями пожалован был в вотчину боярину Михаилу Борисовичу Шеину. В окладных книгах Рязанской епархии за 1676 год имеются сведения о Космодемьянском приходе и деревнях церкви Космы и Дамиана. В 1833 году вместо обветшавшей деревянной церкви начат постройкою каменный храм.  Один придел был освящён в 1837 году, другой – в 1844 году, а главный храм – в 1859 году. Постройка колокольни окончена в 1859 году.

Таким образом, в храме – три престола: главный – в честь св. бессребренников Космы и Дамиана, в трапезе тёплой – во имя св. Николая, Чудотворца и св. пророка Илии. Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

poklonny_krest_cerkov_kosmy_demiana

Поклонный крест на месте бывшего храма

Приход состоит из деревень: Короваева (2 версты от церкви), Шарапова (4 вер.), Ташлыкова (4 вер.), Пальцина (6 вер.), Овечкина (6 вер.), Перенков (5 вер.) и Мелешек (3 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 247 дворов, 603 души мужского пола и 623 женского, из них раскольников 27 душ мужского и 22 женского.
Дальнейших сведений о Космодемьянском приходе и церкви не имеется.

Вместе с тем, сохранилось воспоминание о священнике этого прихода Григорие Михайловиче Алявдине, написанное в 1877 году священником  села Красно Ксенофонтом Смирновым. Сегодня мы публикуем часть этого воспоминания.

— Семнадцать лет прошло, как скончался этот почтенный иерей (Григорий Михайлович Алявдин); но прихожане и все знающие его и доселе вспоминают о нём с любовью, уважением и молитвою об упокоении души его, — пишет священник Ксенофонт Смирнов.

— Он родился в 1772 году, обучался в Суздальской семинарии и выбыл из синтаксического класса. В 1796 году Преосвященным Виктором посвящён в причастника к церкви погоста Космодомианского, в котором он родился. В 1806 году епископом Ксенофонтом посвящён во священника к церкви соседнего села Голянищево; а в 1809 году переведён в погост Космодомианский.

В 1818 году епископом Пареснием определён духовником окружных священно- и церковнослужителей,  по единодушному их избранию. В 1859 году, 7 июля, отец Григорий скончался.

Он состоял при Космодомианской церкви 63 года, священствовал 50 лет и был духовником 40 лет.

Григорий Михайлович был сыном священника погоста Космодамианского. В том же погосте были священниками его дед Иоанн и прадед Григорий. Итак, один род беспрерывно и преемственно священствовал в одном приходе около полутораста лет.

Отец Григорий исполнял сие великое дело с глубоким благоговением, которое старался возбудить в служащих и молящихся с ним и своим примером, а когда нужно, и внушениями…

Здесь заслуживает особенного внимания то обстоятельство, при каких средствах о. Григорий успел соорудить такой храм. Приступил он к сему великому делу с 10 рублями, а кончил его, издержавши несколько тысяч. Откуда же взялась такая значительная сумма?

Отец Григорий писал убедительные письма господам, бывших тогда владельцами его прихожан, и от них получал пожертвования на построение храма; сам ездил в Муром, где личною просьбою приобретал немалые пожертвования от любителей благолепия дома Божия…

Подготовили Ольга Михеева и Фёдор Григорьев

Перейти к верхней панели