Святая четыредесятница

Размещено Мар 20, 2013 в Воскресение № 2

Пост святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея, а главным образом, по примеру Иисуса Христа, постившегося сорок дней.

002_18«Четыредесятницей не пренебрегайте», — писал святой Игнатий Богоносец в послании к филиппинцам, — «она составляет подражание жительству Христову. В правилах Апостольских (69-е пр.) пост святой четыредесятницы считается обязательным, и соблюдение его ограждено строгими наказаниями».

Пост святой четыредесятницы называется Великим как по количеству дней, так особенно по важности и значению его для православного христианина.

«Святые Отцы», — учит святой Иоанн Златоуст, — «назначили сорок дней поста, чтобы в эти дни люди, тщательно очистившись молитвою, постом и исповедью во грехах, с чистою совестию приступили к святому причащению».

Богослужение святой четыредесятницы, с одной стороны, побуждает к посту и покаянию, с другой – изображает состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах.

Святая Церковь в своём Богослужении Великого поста не совершает самого торжественного христианского Богослужения – полной литургии в дни Великого поста, исключая суббот и воскресений; вместо неё по средам и пятницам полагается Литургия Преждеосвящённых Даров.

Все Богослужения Великого поста совершаются тихо, медленно и с величайшим благоговением. Светильники возжигаются в ограниченном количестве, царские врата отверзаются редко, перезвон допускается малый и редкий, предстоящие во храме призываются часто к земным поклонам, коленостоянию, падению ниц.

Внешним видом, обстановкою и внешним характером Богослужения Святая Церковь поучает нас, что и во внутреннем храме нашей кающейся души должно быть место не радости и торжеству, а одному только смирению и скорби, сетованию о грехах. ■

Перейти к верхней панели