Вознесение Господне

Размещено Июн 15, 2013 в Воскресение № 6

Вознесение Господне празднуется спустя сорок дней после Пасхи, в четверг шестой недели после праздника Воскресения Христова (ныне 13 июня). Накануне, в среду, совершается, согласно церковному уставу, так называемое Отдание Пасхи, как бы прощание с нею. В этот день начало и конец службы совершаются так же, как и в самый праздник Пасхи. Поются радостные стихи: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…»

Возглашая эти стихи, священник кадит весь храм с пасхальным трисвечником в руках, и в ответ на каждый стих несется радостное: «Христос воскресе!»

Прощаемся с Пасхой, «отдаем» ее до следующего года. И как будто должно быть грустно на душе. Однако вместо грусти ниспосылается нам новая радость. Радость созерцания, празднования Вознесения Господня.

006-003

О самом этом событии в Евангелии рассказано так: «…Дав ученикам последние наставления, Господь вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью…» (Лк. 24, 50–52).

«С великою радостью»… О чем эта великая радость, которая продолжается и до наших дней и таким удивительным светом вспыхивает в праздник Вознесения? Ведь как будто ушел, оставил их Христос, это был день разлуки. Впереди длинный путь проповеди, гонений, мучений, соблазнов; до самых краев полна ими история христианства и Церкви. Кончилась, как будто, радость земного, ежедневного общения со Христом, покров Его силы, Его Божества.

Но как хорошо один проповедник озаглавил свою проповедь на праздник Вознесения, назвав его «Радостью разлуки»! Ибо, конечно, не уход Христа празднует Церковь. Христос сказал: «Я с вами во все дни до скончания века…» (Мф. 28, 20), и вся радость христианской веры – от сознания Его присутствия, от его слов: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них…» (Мф. 18, 20). Не уход Христа, а Вознесение Его на небо.

Праздник Вознесения – это праздник неба, открытого человеку, неба, как нового и вечного дома, обители, неба как нашей подлинной родины. Грех отделил землю от неба и нас сделал земными, низменными и землей одной живущими…

Нет, не о запланетном пространстве, не о неведомом космосе идет речь. А о небе, возвращенном нам Христом, о небе, которое мы потеряли в своем грехе и гордыне, в своих земных, только земных науках и идеологиях, – и которое раскрыл, даровал, вернул нам Христос. Небо – это царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты.

Небо – это полное одухотворение человека, небо – это Царствие Божие, это победа над смертью, это торжество любви, ведения, это то абсолютное желанное, про которое сказано так: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его…» (1 Кор. 2, 9).

Протопресвитер Александр Шмеман

Перейти к верхней панели