Вселенская память

Размещено Июн 15, 2013 в Воскресение № 6

22 июня отмечается Троицкая родительская суббота. В этот день Церковь совершает поминовение «всех от Адама и до днесь усопших во благочестии и правой вере».

Из недельного круга суббота есть день, наиболее приличествующий воспоминанию усопших, так как слово «суббота» происходит от еврейского «шаббат», что в переводе означает «покой». Само название этого дня располагает к тому, чтобы просить у Господа упокоения душ наших усопших сродников.

Среди суббот всего годового круга выделяются две особые, предназначенные Церковью для общего поминовения православных христиан.

006-004Эти субботы называются родительскими Вселенскими (всеобщими). Родительскими они названы потому, что слово «родители» по старославянски означает «предки». Это субботы Мясопустная, совершаемая перед неделей Мясопустной, и Троицкая.

В эти дни Церковь молится особенно о тех усопших, которые в силу каких-либо исключительных обстоятельств своей смерти не удостоились надлежащего христианского погребения: о тех, кто были застигнутывнезапной смертью на чужбине, в море и горах, в пропастях, от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, подверглись другим родам смерти, а также о бедных и немощных.

В нашем народе, к сожалению, держится предрассудок следующего характера: якобы в день Вселенской родительской субботы Церковь разрешает поминовение самоубийц. Это неверно.

Основание своему заблуждению некоторые находят в тропаре 9-й песни канона: «От ядовитых угрызений умершия, от поглощения змиев, от попрания коней, и от удавления, и обешения от искренняго, верою Ти послужившия упокой».

Выхватываются из контекста слова «от удавления и обешения (повешения)…», но полный перевод не оставляет никакого места двусмысленности: «Умерших от ядовитых укусов, от поглощения змей, затоптанных конями, задушенных и повешенных ближними, верно Тебе послуживших упокой». Очевидно, что здесь не идет никакой речи о самоубийцах.

Поминаем всех умерших христиан именно в субботу перед Пятидесятницей мы оттого, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют все: и живые, и усопшие.

Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится».

Дмитрий Романов

Перейти к верхней панели